Случай 1 "Запретные желания" (2002 год)

Пациентка А., 33 лет, замужем во второй раз, живет на содержании мужа, воспитывает ребенка от первого брака – девочку 11 лет, обслуживает мужа, специальности не имеет. Обратилась с жалобами на полифобии: сташно быть дома одной, страшно выходить из дому, страшно по ночам, боится сойти с ума, боится остаться одной без средств существования если ее бросит муж и в тоже время ссорится с мужем, провоцирует его на применение физической силы т.д. В анамнезе множественные психотравмы. Мать, спортсменка, воспитывала очень жестко, пугала убийством, обзывала «сволочью» и «идиоткой», кидала нож, избивала и пр. С детства «комплекс неполноценности», привычка во всем обвинять саму себя, критиковать и обзывать себя последними словами. На первых 3 сеансах дианализа решались вопросы управления стрессовой реакцией: пациентка спала по 2-3 часа, испытывала сильный страх, измучивала себя анализом детства, в котором видела источник своего сегодняшнего состояния, была на грани безумия, как она сама это определяла.  На 5 занятии, когда пациентка уже вполне успокоилась, перестала заниматься «самокопанием», нашла себе посильную работу,  примирилась с мужем,  терапия продолжалась в направлении реализации найденных ранее терапевтических идей, одной из которых была следующая: «Мнимые опасности преодолеваются мнимыми действиями, т.е. в воображении, реальные опасности преодолеваются реальными действиями».

Вначале был проанализирован один из аргументов, часто встречающийся в речи пациентки: «Я боюсь садиться одна в маршрутку, потому что знаю, что у меня не получится» («не получится» - означает, что она не поедет одна, т.е. не получится ехать самостоятельно из-за страха и чувства беспомощности). К этому времени Анна вполне отдавала отчет себе в том, что феномен, который она ранее называла «страхом», есть на самом деле мысли о неком препятствии. Она быстро сообразила, что бояться чего-то и размышлять о неудаче – разные вещи. В первом случае (в её опыте) действует запрет на что-то («Низя-а-а»), а во втором – предвзятая негативная оценка любого начинания с целью доказать собственную несостоятельность.

Преодоление запрета, как воображаемого («мнимого») препятствия или опасности, проводилось в форме «настольной игры». Прямо перед пациенткой выкладывалась мягкая небольшая игрушка «веселой змеи», которая символизировала какое-либо «запретное желание». Инструкция была максимально неопределенной: «Делайте что-нибудь!». Вначале «желанием» была самостоятельная поездка по городу. А. заворожено смотрела на это «желание», напрягшись всем телом и словно застыв в скрюченной позе. Потом разозлилась и скинула на пол своё «желание», продолжая разглядывать игрушку на полу.

VZ: Вы таким образом избавились от «запретного желания»?
А: Да (неуверенно, кося глаза на лежащую на полу игрушку).
VZ: Но ведь «желание» никуда не делось, вот оно, сбоку от Вас. Вначале было прямо перед Вами, на расстоянии вытянутой руки, а сейчас внизу и сбоку. Можно, конечно, не смотреть на него и сделать вид, что его вообще нет!
А: Нет, оно есть, осталось. Хочется смотреть на него. Отвлекает. Ни о чем другом не могу думать.
VZ: Давайте снова. Вот перед Вами «запретное желание» под названием «Поехать одной на маршрутке». Ехать низяя-аа, низя-аа, (15 повторений слова «Нельзя»).
А: (Долго смотрела на «желание» и слушала «Нельзя», наконец, взяла игрушку и прижала к себе, после чего «низзяя-аа» тут же прекратилось) Я теперь поняла, что я делаю! Пока я слушаю запрет, я не могу ни на что решиться.


После недолгого объяснения пациентка поняла важную вещь для себя. Когда она берет ответственность на себя (буквально «берет в свои руки» свои собственные желания) за исполнение или неисполнение желаний, то препятствия на пути осуществления желания предстают совсем в другом свете – они мыслятся как потенциально преодолимые, не сейчас, так позже, не этим, так другим способом и т.д. Воображаемые препятствия легко преодолеваются воображаемым образом. Например, страх новой работы продавцом в обувном магазине. В воображении А.первый покупатель – это громила, который зайдет в магазин и схватит ее своими лохматыми ручищами. Первое воображаемое решение – вырваться и убежать вообще из магазина. Этим «оригинальным решением» насладиться не позволил вопрос: «Зачем устраиваться на работу в магазин – для того, чтобы Вас там хватали или давать покупателям хватать обувь?». Тут же пришел образ: верзила хватает охапку коробок с обувью на всю «бригаду» и радостно уходит из магазина, а продавщица А. за несколько минут выполняет 3-х дневный план продаж! 

Назад Домой  
В.Ю.Завьялов © 2009
 Дианализ™
Hosted by uCoz