Случай 1 "Запретные желания" (2002 год) |
|||||
Пациентка А., 33 лет, замужем во второй раз, живет на содержании мужа, воспитывает ребенка от первого брака – девочку 11 лет, обслуживает мужа, специальности не имеет. Обратилась с жалобами на полифобии: сташно быть дома одной, страшно выходить из дому, страшно по ночам, боится сойти с ума, боится остаться одной без средств существования если ее бросит муж и в тоже время ссорится с мужем, провоцирует его на применение физической силы т.д. В анамнезе множественные психотравмы. Мать, спортсменка, воспитывала очень жестко, пугала убийством, обзывала «сволочью» и «идиоткой», кидала нож, избивала и пр. С детства «комплекс неполноценности», привычка во всем обвинять саму себя, критиковать и обзывать себя последними словами. На первых 3 сеансах дианализа решались вопросы управления стрессовой реакцией: пациентка спала по 2-3 часа, испытывала сильный страх, измучивала себя анализом детства, в котором видела источник своего сегодняшнего состояния, была на грани безумия, как она сама это определяла. На 5 занятии, когда пациентка уже вполне успокоилась, перестала заниматься «самокопанием», нашла себе посильную работу, примирилась с мужем, терапия продолжалась в направлении реализации найденных ранее терапевтических идей, одной из которых была следующая: «Мнимые опасности преодолеваются мнимыми действиями, т.е. в воображении, реальные опасности преодолеваются реальными действиями». Вначале был проанализирован один из аргументов, часто встречающийся в речи пациентки: «Я боюсь садиться одна в маршрутку, потому что знаю, что у меня не получится» («не получится» - означает, что она не поедет одна, т.е. не получится ехать самостоятельно из-за страха и чувства беспомощности). К этому времени Анна вполне отдавала отчет себе в том, что феномен, который она ранее называла «страхом», есть на самом деле мысли о неком препятствии. Она быстро сообразила, что бояться чего-то и размышлять о неудаче – разные вещи. В первом случае (в её опыте) действует запрет на что-то («Низя-а-а»), а во втором – предвзятая негативная оценка любого начинания с целью доказать собственную несостоятельность. Преодоление запрета, как воображаемого («мнимого») препятствия или опасности, проводилось в форме «настольной игры». Прямо перед пациенткой выкладывалась мягкая небольшая игрушка «веселой змеи», которая символизировала какое-либо «запретное желание». Инструкция была максимально неопределенной: «Делайте что-нибудь!». Вначале «желанием» была самостоятельная поездка по городу. А. заворожено смотрела на это «желание», напрягшись всем телом и словно застыв в скрюченной позе. Потом разозлилась и скинула на пол своё «желание», продолжая разглядывать игрушку на полу. VZ: Вы таким образом избавились от «запретного желания»?
|
|||||
|