Случай 2 "Волшебная указка" (2003 год)

Вика, ученица 5 класса, не хотела ходить в школу из-за сильного страха отвечать у доски перед всем классом. Она стеснялась одноклассников. Она «ничего не помнила», когда её спрашивала учительница. У неё во время ответа на уроке развивались симптомы страха: бешено билось сердце, «стучало в висках», холодели конечности, появлялось головокружение, ладони становились влажными, с них чуть ли не капал холодный пот. Лучше было оставаться дома. Вика изобретала разные способы не пойти в школу. Когда у неё случалась простуда и повышалась температура, она была счастлива – болезнь лёгкая, легко переносимая, позволяющая остаться дома!

Источником фобии была неблагоприятная ситуация дома. Мама и отец Вики часто ссорились, во время ссор говорили друг о друге очень неприятные вещи. Всё это происходило в присутствии ребёнка. Вика переживала за обоих родителей. Ей приходилось верить словам упрёков и взаимных оскорблений.  В этих «семейных обстоятельствах» и сформировалась социофобия: Вика научилась относиться к людям настороженно, приобрела уверенность в том, что люди не захотят сказать о ней ничего хорошего, будут выискивать одни недостатки, будут жёстко критиковать и «убивать словами». Она с детства слышала причитания матери: «Ты меня убиваешь своими словами, своим отношением!» Отец высказывался не менее загадочно: «У тебя не язык, а жало. Слова ядовитые. Всё портишь своим поганым ртом. Хочешь меня с дерьмом смешать». Вика не могла сказать как Гамлет: «Слова, слова, слова…»  Сказать и правильно понять словесную перепалку между самыми значимыми для неё людьми – это только слова! Она верила родителям, всему, что они говорили.
В пятом классе страхи Вики приняли форму «школьной фобии» - страх ходить в школу, страх учиться, страх получить плохую оценку, страх осуждения сверстников. Когда родители её привели ко мне на консультацию, выяснилось, что в первую очередь надо преодолеть страх публичного выступления. Заняло это всего два сеанса. На первом была разработана стратегия «Золотой указки». На втором – проверка исполнения терапевтического плана. Вот отрывок из диалога с Викой на первом сеансе.

VZ. Виктория, давай разыграем то, что происходит с тобой возле классной доски, когда тебя вызывают отвечать. Ты ведь сказала, что не понимаешь, что с тобой происходит. Хочешь понять?
В. Да. Я хочу понять. А как мы это разыграем?
VZ. Мы с тобой не в настоящем школьном классе будем находиться, а в придуманном классе, классе понарошку. Вот представь себе, что на этой стене кабинета висит обыкновенная школьная доска, и ты стоишь возле неё.
В. Вот так? (Вика становится к стене и смотрит в стенку, представляя ситуацию).
VZ. Да. Так. Теперь представь, что ты отвечаешь урок по алгебре. У тебя в руках мелок. Ты вспоминаешь формулу преобразования уравнения. Сзади тебя притихший класс. Все ждут, когда ты заговоришь…
В. У меня дрожат коленки…
VZ. Ты стоишь себе у стенки…
В. Я ничего не соображаю, память отшибло…
VZ. Память о страхе отшибло и это – правильно. Скажи мне, что именно ты представляешь сейчас, когда за твоей спиной твой класс?
В. Я представила, как они все смотрят мне в спину. Они хихикают, смеются надо мной…
VZ. В классе «мёртвая тишина». Ты ведь ничего не слышишь?
В. Ничего.
VZ. «Не слышны в саду даже шорохи». Ты и спиной ничего не видишь, так?
В. Я чувствую спиной, как меня разглядывают. Мурашки бегают по спине…
VZ. Ты представляешь взгляды одноклассников и что-то чувствуешь.
В. Я представляю, как они «сверлят» меня своими глазками.
VZ. Нарисуй на «доске» круг, возьми этот карандаш и воспользуйся им как указкой.
В. (Делает, как ей сказано).
VZ. Представь, что это – «волшебная указка». Она управляет взглядами людей. Взгляды словно прилипают к самому кончику «указки». Укажи этим взглядам путь к центру круга.
В. (Направляет острие карандаша в воображаемый круг на «доске»). 
VZ. Очерти указкой круг, за который взглядам выходить нельзя. Ткни указкой решительно в центр круга – «Быть всем здесь!» Рассказывай, что с тобой происходит при этом.
В. (Обводит карандашом мысленный круг, тыкает кончиком в центр «круга»). Они слушаются «указки»! Мне смешно оттого, что «взгляды» словно прилипли к указке. Они как на поводке.
VZ. Теперь твоей спине ничто не угрожает. Ты можешь распрямиться. Тебе не от чего защищаться. Движения свободные. Делай, что хочешь!
В. (Распрямляется. Начинает свободно вертеть головой во все стороны. Осматривает всю «доску», словно готовясь начертить что-то).
VZ. Представь, что ты разрисовала формулами и «весёлыми картинками» всю доску, и теперь показываешь всё это учительнице и всему классу. Показываешь и рассказываешь о том, что здесь имеется на «доске».
В. Я бы рассказала о том, как «дружат» числа и знаки в формулах.
VZ. Очень хорошо. Прямо «цирк на доске». На «арене» числа-зверюшки, а ты «укротительница». Как ты себя чувствуешь сейчас?
В. Хорошо!
В тот момент Вика действительно чувствовала себя хорошо. Она управляла воображаемой ситуацией. Её страх тоже был вызван воображаемой ситуацией («сверлят глазами»). То, что она делала в кабинете, было обычным поведением и в школе. Так именно она себя и запугивала. Никто с ней на эту тему бесед не вёл. Все, включая учителей, фиксировали проблему: «Возьми себя в руки. Ты ведь взрослая девочка. Нельзя так себя распускать. Будешь себя так вести, останешься не образованной, пойдёшь в поломойки!»

После этой игры, с помощью которой Вика научилась управлять своими представлениями, мы с ней сформулировали «терапевтическое задание». Ей надо было в течение недели разыгрывать в школе у классной доски то, что мы с ней разыгрывали в психотерапевтическом кабинете. Сначала надо было прийти в школу пораньше и просто вытереть классную доску, воображая нечто подходящее. Потом попроситься что-то написать лёгкое, например, выйти и исправить ошибку, одну буквочку. Потом немного усложнить выход к доске и т.д. Вика справилась с заданием. Через неделю она доложила мне, что  у неё нет страха выступать у доски перед всем классом!

Конечно, на этом помощь Вике не была закончена. Были проанализированы другие проблемы, связанные с непростой домашней ситуацией. Главное было сделано – Вика продолжала учиться. В её психическом состоянии никто не сомневался, хотя до обращения за помощью у матери возникали большие сомнения. Эти сомнения разделяли, к сожалению, и учителя. Над Викой сгущались «тучи» психиатрического диагноза и признания «недееспособности». Продолжив учёбу, Вика «реабилитировала» себя в глазах родителей, в глазах учителей и в собственных глазах.

Катамнез (исследование через 6 лет): социальная фобия у В. полностью прошла, она закончила ВУЗ, вышла замуж и родила ребёнка.

Назад Домой  
В.Ю.Завьялов © 2009
 Дианализ™
Hosted by uCoz